Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека”
Б. Г. Ананьев
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и
формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. “Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего”, – говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Одним из основных этапов сенсорного воспитания является организация предметно развивающей среды, так как правильно организованная развивающая среда — это одно из условий развития личности ребенка.
Для формирования знаний детей о предметах нужна такая окружающая среда, в которой ребенок постоянно мог обогащать свои знания.
Для этого в группе необходим сенсорный уголок. с дидактическими пособиями и играми:
- мозаики, пазлы, вкладыши, пирамидки,
настольно - печатные игры, игры – шнуровки, игры
с пуговицами и прищепками, кубики, крупный
строительный материал «Лего» и др.);
- любимые игрушки детей, принесенные из дома;
- музыкальные и звучащие игрушки (колокольчики,
барабаны, резиновые пищалки, дудочки,
погремушки и др.)
- сюжетно – образные игрушки;
- театральные игрушки, маски;
- наборы для экспериментирования с водой и песком;
емкости разной формы, предметы-орудия
для переливания и вылавливания предметов и др.
При организации развивающей среды в группе
учитывается личностно-ориентированное
взаимодействие с каждым ребенком. Игрушки, предметы располагаем так, чтобы детям было удобно находить и действовать с ними. При этом подбираем такие предметы, которые соответствовали бы тем признакам и качествам предметов, с которыми знакомим своих малышей.
Для этого приобретали готовые дидактические пособия, создавали игры и пособия своими руками и с помощью родителей.
В работе с детьми используются различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.
В ходе реализации работы по сенсорному воспитанию я разработала систему дидактических игр:
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел?», «Что, каким бывает?», «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Подбери заплатки для коврика», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи?», «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку?», «Дальше – ближе», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Палочки в ряд» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало? во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке». », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.
Дидактические игры я использовала на познавательных занятиях, в режимных моментах в течение всего дня.
Для возникновения интереса у детей сама специально организовывала игру. Стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»); умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет»,
при одевании («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее»);
во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке». в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями); в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы»). Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
Ну и конечно же, реализация поставленных задач не могла быть полноценной без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки – передвижки, а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.
Именно использование дидактической игры помогло повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчлененно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.
Консультацию подготовила: Зюзько Валентина Васильевна,
воспитатель МАУ ДО "Детский сад Солнышко" п.Туртас УМР