Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна
оставаться на месте, в то время как другая делает
следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса,
одинаково применимый как к целым народам,
так и к отдельным людям.
Й. Этвѐш
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ вызывает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий как средства обучения и воспитания в современном дошкольном образовании, диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов и сетевых технологий.
В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно - образовательном процессе.
Педагог должен уметь:
1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д).
2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе.
3. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.
4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций:
а) создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д) Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,Microsoft Office Excel
б) активно использовать информационные технологии в образовательном процессе. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
При использовании ИКТ не важен стаж работы педагога и образование, а важно желание и стремление освоения данных технологий.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; - формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе; активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы;
- ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например, видео - мастер - классы, вебинары и др.;
- значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
- меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятию;
- с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития, используются электронные учебники, статьи;
- в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты;
- общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.
ИКТ - это, прежде всего:
* преобразование предметно-развивающей среды;
*создание новых средств развития детей;
*использование новой наглядности;
*дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании;
*разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы);
* в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода;
*поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
Применение ИКТ:
1). Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
2). Подбор дополнительного познавательного материала.
3). Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4). Оформление групповой документации, отчѐтов.
5). Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
6). При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
7). Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию способностей, активизации умственной деятельности у дошкольников.
Сегодня ИКТ позволяет:
1). Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
2). В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
3). Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
4). Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
5). Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с использованием ИКТ становятся намного ярче и динамичнее.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занимательную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В ходе игровой деятельности, с использованием компьютерных средств у детей развивается: мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
1). Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
2). Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
3). Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
4). Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
5). Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
6). Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
7). Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
8). Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
9). В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
10). Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
11). Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
12). Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
Из этого следует, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
Использование средств информационных технологий позволит сделать воспитательно-образовательный процесс детей в детском саду достаточно простым и эффективным.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Совместная организованная деятельность педагога с детьми должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуков и видеозаписей.
Это всё может обеспечить компьютерная техника и её мультимедийные возможности.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Материал подготовила: Строева Нина Владимировна,
старший воспитатель МАУ ДО «Детский сад Солнышко»
п.Туртас Уватского муниципального района