В каждом маленьком ребенке
И мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило!
Должен он бежать и прыгать
Все хватать, ногами дрыгать
А иначе он взорвется, трах-бабах!
И нет его! –
слова из одной детской песенки. И это неспроста, ведь движение составляет основу любой детской деятельности.
Дошкольный возраст является наиболее важным и самым благоприятным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают богатым творческим воображением, познавательной активностью, интересом ко всему новому, высокой эмоциональностью и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.
Ограничение двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии: замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям и, двигательных функциях, приводит к задержке умственного развития.
В раннем дошкольном возраста дети уже умеют двигаться самостоятельно: бегать, прыгать, ползать, лазать. Зачастую, родители, следя чтоб их чадо не упало, и не ударилось, ограничивают его активность, чего делать не следует, надо наоборот способствовать ей, при этом аккуратно подстраховывая ребёнка.
Чтоб избежать травм, необходимо учить малыша правильно спрыгивать, приземляясь с носочков, сохраняя равновесие; при лазании по гимнастической стенке, лестнице - правильно держаться (хватом сверху).
Необходимо помнить о том, что нагрузки для ребёнка должны быть регулярными и увеличиваться постепенно.
Если дети 2 - 3 лет за сутки преодолевают 2.5 – 3 километра, то дети 6 – 7 лет – в 2-3 раза больше.
Летом потребность в движениях у детей больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ, который в зимнее время понижается.
Меняется потребность в движениях и в течении суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую с 17 до 19 часов.
Родителям необходимо это учитывать и создавать условия для двигательной деятельности именно в эти часы. Двигательная активность должна занимать 50-60% времени всего периода бодрствования ребёнка.
По уровню подвижности можно выделить три группы: дети средней, большой и малой подвижности.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, умеренной подвижностью в течении дня.
Дети большой подвижности много двигаются в течении дня, охотно откликаются на предложение взрослого выполнять двигательное задание, поиграть в подвижную игру.
Но есть дети с чрезмерно высокой интенсивностью движений. Они отличаются неуравновешенным поведением, плохо регулируют свою двигательную деятельность. Они быстро утомляются. Такое поведение приводит к истощению нервной системы. Не следует резко прекращать двигательную деятельность, переключать на спокойные игры. Делать это надо постепенно.
Есть дети, которые мало двигаются. Они отличаются пассивностью поведения, чаще всего выбирают спокойные виды деятельности, предпочитают наблюдать за играми других. Движения у них мало сформированы. Таких детей нельзя насильно включать в двигательную деятельность. Важно заинтересовать их, вселить уверенность, помочь, подстраховать, постепенно обогащая двигательный опыт.
Важно в семье создавать условия для удовлетворения ребёнка в движении с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, уровня его развития.
При правильной организации двигательной активности в семье ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.
Инструктор по физической культуре Елена Владимировна Афонасьева