Здоровье начинается со стопы
Человеческий организм в процессе эволюции приобрёл способность ходить всего на двух конечностях. Эта особенность, названная прямохождением, открыла возможность не только быстро перемещаться, но и освободила верхние конечности, что позволило более эффективно их использовать в труде и быту.
Важнейшей частью нижних конечностей, ног человека, является стопа. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний. Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто – в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов. Каковы же они?
Причинами плоскостопия у дошкольника могут стать:
- Неправильная походка. Такого рода проблемы возникают, когда малыш при ходьбе шагает на широко расставленных ногах, что приводит к тому, что нагрузка основная ложится на внутреннюю поверхность стопы. Ребенка надо приучать правильно ходить.
- Поднятие тяжестей. Маленькому ребенку нельзя поднимать и переносить тяжелые вещи, соскакивать с высоких снарядов и предметов, потому что это может привести к деформации формы стопы.
- Плохо подобранная новая обувь. Такая обувь деформирует и искривляет стопу, а также сковывает движения и не дает возможности ножкам развиваться нормально.
- Ношение чужой обуви. Нельзя носить обувь, которая досталась по наследству от старших детей. Это очень вредит ножкам. Ведь разношенная обувь не может правильно фиксировать стопу, что конечно приведет к серьезным проблемам в будущем. У малыша должна быть его собственная обувь.
Способствуют развитию и укреплению мышц, суставов и связок, участвующих в нормальной работе сводов стопы специальные систематические упражнения:
1. Ходьба сначала на носках, затем на пятках.
2. Ходьба на внешней стороне стопы, поджав пальцы и ставя ножки параллельно друг другу.
3. В положении стоя, руки на поясе, выполнять перекаты с носка на пятку и обратно.
4. Ходьба боком по гимнастической палке или канату.
5. Сидя на стульчике или стоя:
• Катать вперед-назад мяч или скалку – сначала одной ногой, затем другой.
• Поднять пальчиками ног носовой платок или собрать разбросанные карандаши.
• Стопы на полу, расстояние между ними около 20см. Сводить и разводить пятки, не отрывая пальцы от пола.
6. Сидя на полу с согнутыми ногами (пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в продолжение всего упражнения). Движениями пальцев постараться подтащить под пятку разложенное на полу полотенце или салфетку, на которой лежит какой-нибудь предмет. Выполнять поочередно каждой ногой.
7. Сидя на полу с согнутыми коленями или стоя собирать пальцами ног мелкие предметы, разложенные по полу, складывать их в кучки и затем точно так же перекладывать из одной кучки в другую, стараясь не уронить. Выполнять поочередно каждой ногой. Начинать с больших предметов и постепенно переходить к совсем маленьким.
8. Сидя на полу с согнутыми коленями, стопы прижаты к полу. Подогнуть пальцы ног и одновременно подтянуть пятки вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямить и так делая (имитация движения гусеницы). Выполнять упражнение двумя ногами одновременно.
9. Сидя на полу, опираясь руками сзади, зажать мяч между стоп и поднимать его как можно выше.
10. Можно предложить ребенку попрыгать на одной ножке с зажатым в пальчиках другой ноги носовым платком.
11. Заканчивать упражнения ходьбой на цыпочках. Общая продолжительность занятий зависит от возраста ребенка, в среднем весь комплекс укладывается в полчаса.
Совет
Все упражнения нужно выполнять босиком, в удобной одежде и хорошо проветриваемом помещении.
Кроме того, помочь предупредить плоскостопие у детей помогут регулярные занятия коньками, лыжами.
Выполнение рекомендации позволит ребёнку во взрослой жизни носить любую обувь, заниматься спортом и физической работой, не испытывая боли и других неприятных симптомов!
Материал подготовил инструктор по физической культуре Афонасьева Елена Владимировна.