Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля.
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
В нашем учреждении с этой целью работают следующие специалисты:
Учитель-логопед, Цалко Ольга Павловна, специалист первой категории; стаж работы 21 год;
Педагог-психолог Зоркальцева Надежда Андреевна,специалист высшей категории, стаж работы 17 лет;
Музыкальный руководитель Медведева Маогарита Михайловна; специалист высшей категории; стаж работы 28 лет.
Музыкальный руководитель Волкова Татьяна Николаевна; специалист первой категории; стаж работы 21 год;
Музыкальный руководитель Козинцева Анастасия Александровна; молодой специалист, стаж работы 4 года.
Инструктор по физической культуре, Афонасьева Елена Владимировна, специалист высшей категории, стаж работы 24 года;
Старшая медицинская сестра Шандрыгина Анастасия Александровна.
Для координации работы педагогов узкого профиля и воспитателя с целью организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования, необходимы координаторы взаимодействия всех специалистов – это заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе и старший воспитатель.
Организация системы методической работы с кадрами в детском саду – одна из важных задач дошкольного образования. В педагогических коллективах роль воспитателя – главного человека, находящегося ближе всего к ребенку, при наличии в детском саду разных специалистов, должна оставаться ведущей. Проблема организации взаимодействия воспитателя со специалистами по созданию условий для личностно-ориентированного развития ребенка является актуальной.
Почему эта проблема актуальна? Работа с детьми требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии, поэтому главной целью становится создание группы единомышленников. Для этого необходимо четко знать:
- кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в воспитании и развитии детей;
- с кем он взаимодействует;
- какова доля участия всех остальных.
Заместитель заведующей по УВР и старший воспитатель принимают активное участие в уточнении должностных обязанностей узких специалистов, определяют формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных особенностей детей. Таким образом, за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности, которые находятся на контроле у методической службы. Должна прослеживаться определенность: кто, что и к какому сроку выполняет, с кем взаимодействует. Именно взаимодействие всех специалистов рассматривается как условие развития детского сада.
Узкие специалисты, профессионально занимаясь одним из направлений дошкольного воспитания, экспериментируя, находя и внедряя новые технологии обучения, имеют большую, чем воспитатель, возможность обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы.
Цель работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического и физического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
Материал подготовила заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе Коренева Т.В.