Версия для слабовидящих

Консультация для педагогов ИКТ как инструмент современного педагога ДОУ

  пн., 09.11.2020

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна

оставаться на месте, в то время как другая делает

следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса,

одинаково применимый как к целым народам,

так и к отдельным людям.

Й. Этвѐш

 

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии входят  в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ вызывает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий как  средства обучения и воспитания в современном дошкольном образовании, диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов и сетевых технологий.

В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно - образовательном процессе.

Педагог должен уметь:

1. Создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д).

2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе.

3. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.

4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций:

а) создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д) Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,Microsoft Office Excel

б) активно использовать информационные технологии в образовательном процессе. Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.

 Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

При использовании ИКТ  не важен стаж работы педагога и образование, а важно желание и стремление освоения данных технологий.

     Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

 -  привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; 

-  делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;                            -  формировать информационную культуру у детей;

-  активизировать познавательный интерес; 

-  реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;  активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.); 

- ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы; 

- ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например, видео - мастер - классы, вебинары и др.; 

- значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; 

- меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятию;

-  с помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития, используются электронные учебники, статьи;

- в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты;

- общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

ИКТ - это, прежде всего:

* преобразование предметно-развивающей среды; 

*создание новых средств  развития детей;

*использование новой наглядности; 

*дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании; 

*разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы);

* в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода;

 *поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации. 

  

 Применение ИКТ:

1). Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.

2). Подбор дополнительного познавательного материала.

3). Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4). Оформление групповой документации, отчѐтов.

5). Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

6). При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

 7). Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию  способностей, активизации умственной деятельности у дошкольников.

Сегодня ИКТ позволяет:

1). Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

2). В доступной форме, ярко, образно, преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

3). Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

4). Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

 5). Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с  использованием ИКТ становятся намного ярче и динамичнее.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занимательную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решает познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В ходе игровой деятельности, с использованием компьютерных средств у детей развивается: мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

1). Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

2). Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

3). Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

4). Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

 5). Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

6). Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

 7). Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

8). Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

9). В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

10). Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

11). Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

12). Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

  

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Из этого следует, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

 Использование средств информационных технологий позволит сделать воспитательно-образовательный процесс детей в детском саду достаточно простым и эффективным.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Совместная организованная деятельность педагога с детьми должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуков и видеозаписей.

Это всё может обеспечить  компьютерная техника и её мультимедийные возможности.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии,  заменить живое общение педагога с ребёнком они не могут и не должны.

  

Материал подготовила: Строева Нина Владимировна,

 старший воспитатель МАУ ДО «Детский сад Солнышко»

п.Туртас Уватского муниципального района

События

22 апреля по всей планете проводится экологический праздник «День Земли». Во всём мире он отмечается с целью продемонстрировать поддержку защиты окружающей среды. В группе «Ручеёк» мы с детьми тоже не остались в стороне от этого праздника.
В рамках международного дня Матери-Земли дети старшей группы "Колобок" узнали много нового о нашей планете, о празднике. Этот праздник уже отмечается более 50 лет.
18 апреля в детском саду "Солнышко" для педагогов был проведен семинар "Традиционные и новые формы взаимодействия с родителями ДОО". Педагоги вспомнили традиционные формы сотрудничества с семьей, а также познакомились с новыми нетрадиционными формами взаимодействия, которые направлены на привлечение родителей к участию в жизни детского сада и установлению неформальных контактов. У
Яркое, солнечное настроение вдохновило сегодня ребят из группы "Пчёлки" на весеннее творчество! Поговорив о весне, рассмотрев цветы: подснежники, тюльпаны, нарциссы, одуванчики, посмотрев видеопрезентацию «Первоцветы» ребята решили их нарисовать
12 апреля малыши группы «Полянка» впервые узнали о Дне космонавтики, о первом космонавте Ю.А. Гагарине, о первых животных Белке и Стрелке, которые совершили полет в космос. Познакомились с понятиями: планета, космос, луна, ракета, космонавт, скафандр.
11 апреля в гости к ребятам старших и подготовительных групп приходили учащиеся детской школы искусств. Концерт открыла вокальная группа «Жемчужинки» с песней «Непослушный шарик».


 
Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования
«Детский сад Солнышко» Уватского муниципального района
626191 Тюменская обл., Уватский р-н., п.Туртас, ул. Победы, д.7
Телефон: 8 (34516) 25-2-27
Эл. почта: turtacsol@obl72.ru
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет шрифта:          X
Цвет фона:          X
Размер шрифта: X
Скрывать изображения: